|
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Жітіқара ауданы білім бөлімінің гимназиясы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі |
Коммунальное государственное учреждение «Гимназия отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской области |
|
БҰЙРЫҚ |
ПРИКАЗ |
|
02 сентября 2025 год Жітіқара қаласы |
№ 229 город Житикара |
О создании школьной Службы медиации
На основании приказа государственного учреждения «Отдел образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской области от 04 сентября 2023 года №197 «О создании в организациях образования Служб примирения (медиации)», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать школьную Службу медиации по урегулированию конфликтных ситуаций.
2. Использовать в работе Положение о школьной службе медиации (приложение 1).
3. В состав службы медиации включить:
Махмутову М.В., заместителя директора по воспитательной работе (куратор);
Айтчанову Д.А., педагога-психолога (медиатор);
Аметову А.Б., социального-педагога (секретарь-координатор);
Нурушеву Г.Р., руководителя методического объединения классных руководителей;
Лютову Ю.Л., председателя родительской общественности;
Шумкову Анастасию, президента Школьного парламента;
классных руководителей 1-11 классов (по необходимости).
4. Махмутовой Марине Викторовне, заместителю директора по воспитательной работе разработать план мероприятий службы медиации на 2025-2026 учебный год и утвердить данный план на совете профилактики правонарушений.
5. В деятельности службы медиации по урегулированию конфликтных ситуаций использовать приложения 2, 3, 4, 5, 6.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на Махмутову Марину Викторовну, заместителя директора по воспитательной работе.
Директор А. Алиферец
С приказом ознакомлены: Айтчанова Д.А.
Аметова А.Б.
Лютова Ю.Л.
Махмутова М.В.
Нурушева Г.Р
Шумкова А.
Приложение 1
к приказу № 229
от 02 сентября 2025 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной Службе медиации
1. Общие положения
1.1. Школьная Служба медиации (далее ШСМ) является социальной службой, действующей в гимназии на основе добровольческих усилий педагогов, учащихся, родителей.
1.2. ШСМ функционирует на основании действующего законодательства РК, Устава гимназии и настоящего Положения.
2. Цели и задачи ШСМ
2.1. Целью деятельности ШСМ является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
2.2. Основные задачи деятельности ШСМ являются:
- сокращение общего количества конфликтных ситуаций, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов, обучение школьников методам урегулирования конфликтов;
- повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявлений асоциального поведения обучающихся;
- создание условий для участия общественности в решении актуальных задач и проблем в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение открытости в деятельности образовательного учреждения в части защиты прав и интересов детей.
3. Принципы деятельности ШСМ
3.1. принцип добровольности, предполагающий исключительно добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон.
3.2. принцип конфиденциальности, предполагающая обязательство Службы медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
3.3. принцип нейтральности (беспристрастности), запрещающая членам Службы медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что Служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования ШСМ
4.1. В состав ШСМ входят: члены администрации, педагоги.
4.2. Руководителем (куратором) ШСМ приказом директора гимназии назначается заместитель директора по воспитательной работе, на которого возлагаются обязанности по руководству ШСМ.
5. Порядок работы ШСМ:
5.1. ШСМ проводит примирительные программы между следующими конфликтующими сторонами:
-обучающийся-обучающийся;
- обучающийся – работник школы;
- обучающийся – родитель.
5.2. ШСМ может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов ШСМ, родителей.
5.3. ШСМ принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.4. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы необходимо также согласие родителей.
5.5. Если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия; таким образом о ее проведении ставится в известность администрация школы и, при необходимости, проводится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель ШСМ.
5.7. Если конфликтующие стороны не достигли возраста 18 лет, примирительная программа проводится с согласия законных представителей.
5.8. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.
5.9. ШСМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.10. Если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.
5.11. При необходимости ШСМ передает копию примирительного договора администрации школы. ШСМ осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре (но не несет ответственности за их выполнение).
5.12. При возникновении проблем в выполнении обязательств, ШСМ помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.13. При необходимости ШСМ содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.
5.14. Руководитель (куратор) ШСМ обеспечивает мониторинг проведенных медиаций.
6. Организация деятельности ШСМ
6.1. ШСМ по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы: оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и др.
6.2. Должностные лица гимназии оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.
6.3. ШСМ имеет право пользоваться услугами педагога-психолога, социального педагога и других специалистов гимназии.
6.4. Администрация школы содействует взаимодействию ШСМ с социальными службами и другими организациями.
6.5. В случае проведения примирительной программы по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.6. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и ШСМ по рассмотрению деятельности и по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся администрацией школы по предложению ШСМ или органов школьного самоуправления.
Приложение 2
к приказу № 229
от 02 сентября 2025 года
Функциональные обязанности
руководителя, медиатора, секретаря – координатора школьной Службы медиации
Руководитель Службы медиации:
- осуществляет общее руководство деятельностью Службы;
- проектирует работу Службы и её развитие;
- организует методическую подготовку состава Службы;
- осуществляет взаимодействие с администрацией школы, районными Службами;
- отвечает за качество и эффективность деятельности Службы;
- анализирует работу, ежегодно отчитывается на Педагогическим совете гимназии.
Медиатор Службы медиации- это лицо, организующее и проводящее переговоры между сторонами правового конфликта с целью содействовать примирению сторон и выработке взаимоприемлемых условий урегулирования конфликта.
Медиатор:
- организует и ведет переговоры между сторонами по делам, переданным в службу медиации координатором;
- проводит предварительные встречи с конфликтующими сторонами;
- проводит итоговую примирительную встречу.
Секретарь-координатор:
- изучает поступающие материалы, собирает дополнительную информацию;
- определяет тип программы, передает материалы ведущему (медиатору);
- информирует заявителя, руководителя Службы о результатах проведенной работы;
- регистрирует поступающие заявки;
- ведет записи об итогах встреч;
- информирует о деятельности школьной службы медиации на совете профилактике правонарушений;
- готовит бланки.
Приложение 3
к приказу № 229
от 02 сентября 2026 года
Права и обязанности членов школьной Службы медиации
Права членов ШСМ при осуществлении примирения:
1.1 получать от сторон всю необходимую информацию о фактических обстоятельствах дела и иных обстоятельствах, имеющих значение для эффективности переговоров и достижения примирения;
1.2 выяснять мнения, оценки и отношение сторон к этим обстоятельствам;
1.3 знакомиться с согласия сторон с копиями или подлинниками имеющихся у них документов, имеющих значение для примирения;
1.4 по согласованию со сторонами определять время, место, продолжительность переговоров, круг участвующих в них лиц;
1.5 беседовать со сторонами конфликта об обстоятельствах дела как совместно, так и по отдельности;
1.6 требовать от сторон и присутствующих уважительного отношения друг к другу и этичного поведения в процессе переговоров;
1.7 в случае необходимости делать перерыв в переговорах, продлять или переносить дату и место их проведения;
1.8 оказывать необходимую помощь сторонам в оформлении принятого ими соглашения.
Обязанности членов ШСМ:
1.1 демонстрировать и реально проявлять свою беспристрастность по отношению к сторонам и независимость в проведении примирения;
1.2 своевременно и полно разъяснять сторонам особенности, порядок и последствия примирения, ее отличия от совета профилактики правонарушений и ее преимущества для сторон конфликта;
1.3 проявлять уважительное отношение и корректность в равной мере, как к правонарушителю, так и к потерпевшему, а также к иным лицам, присутствующим на переговорах;
1.4 обеспечивать безопасность, уважение чести и достоинства всех участников во время переговоров;
1.5 сохранять конфиденциальность и не разглашать без согласия сторон информацию, высказанную ими в процессе переговоров;
1.6 при необходимости раздельной беседы с каждой из сторон разъяснять причины этого, а также разъяснять необходимость передачи другой стороне информации, полученной в индивидуальной беседе, если без этой информации невозможно достижение соглашения;
1.7 стремиться к достижению сторонами единого понимания фактических и правовых аспектов данного дела;
1.8 воздерживаться от собственных оценок, комментариев или решений по поводу высказываний сторон;
1.9 не подменять стороны в выработке соглашения, а содействовать их самостоятельности и достижению взаимного согласия по вопросу о возможности примирения, условиях и порядке заглаживания вреда потерпевшему, обеспечению законных интересов, как потерпевшего, так и правонарушителя;
Ответственность медиатора:
1. Медиатор использует свою компетенцию, чтобы правильно организовать и провести переговоры, добиться взаимопонимания сторон, привести их к примирению и выработке взаимоприемлемых условий заглаживания вреда потерпевшему.
2. Медиатор не несет ответственности за отказ сторон от продолжения переговоров и примирения. В этом случае он сообщает руководителю службы о том, что стороны не достигли соглашения.
3. Медиатор не вправе:
3.1 использовать недозволенные методы (обман, угрозы, шантаж и т.п.) с целью склонить стороны к достижению соглашения;
3.2 проявлять предвзятость, необъективность, грубость или неуважительное отношение к участникам переговоров;
3.3 навязывать сторонам собственные оценки или решения;
3.4 предлагать сторонам или совершать самостоятельно незаконные действия или решения.
Приложение 4
к приказу № 229
от 02 сентября 2025 года
Заявление о рассмотрении проблемной ситуации
в школьную Службу медиации
в школьную Службу медиации
_____________________________
(Ф.И.О.)
Заявление
Прошу рассмотреть проблемную ситуацию: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата произошедшего ________________________________________________________________
Имя и фамилия обидчика или стороны конфликта: ______________________________________
Имя и фамилия пострадавшего или стороны конфликта: __________________________________
Согласен (не согласен) на примирительную встречу.
Дата _______________ подпись ____________________________
(расшифровка ФИ) _______________________________________
Приложение 5
к приказу № 229
от 02 сентября 2025 года
Примирительный договор
Участники восстановительной программы (медиации, круга сообщества, школьной конференции, семейной конференции) в лице:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
и пришли к следующим выводам (договоренностям):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверять выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их завершении будет
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Мы напоминаем, что копия данного договора может быть передана администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече медиатор никому сообщать не будет.
2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.
Фамилии, имена и подписи участников встречи
Приложение 6
к приказу № 229
от 02 сентября 2025 года
Протокол о результатах встречи
ФИ правонарушителя _______________________________________________________________
ФИ потерпевшего___________________________________________________________________
Дата правонарушения_______________________________________________________________
Дата проведения встречи_____________________________________________________________
Позиция правонарушителя ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Позиция потерпевшего______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Стороны договорились о следующем__________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Дальнейшие намерения. «Как сделать, чтобы подобное не повторилось?»
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Организация «круга забот» __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Примечания
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Подписи участников
Правонарушитель ___________________
Законный представитель _____________
Потерпевший ____________________
Законный представитель _____________
Ведущий ________________________
Дата_______________________________
План работы школьной Службы медиации
на 2025-2026 учебный год
Цель: оказание помощи родителям, педагогам и обучающимся в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
Задачи:
- сокращение общего количества конфликтных ситуаций, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов, обучение школьников методам урегулирования конфликтов;
- повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявлений асоциального поведения обучающихся;
- создание условий для участия общественности в решении актуальных задач и проблем в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение открытости в деятельности образовательного учреждения в части защиты прав и интересов детей.
|
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственные исполнители |
|
1. |
Планирование работы школьной Службы медиации на 2025-2026 учебный год. Определение состава участников службы. Корректировка нормативно-правовых документов |
сентябрь |
Махмутова М.В., заместитель директора по ВР, Аметова А.Б.,социальный педагог, Айтчанова Д.А., педагог-психолог |
|
2. |
Оформление информационного стенда о создании ШСМ, размещение информации на сайте школы, странице инстаграм |
сентябрь |
Махмутова М.В., заместитель директора по ВР, Аметова А.Б.,социальный педагог, Айтчанова Д.А., педагог-психолог |
|
3. |
Выступление на методическом объединении классных руководителей «Классный руководитель как медиатор в конфликтных ситуациях» |
январь |
Нурушева Г.Р., руководитель методического объединения классных руководителей |
|
4. |
Анализ деятельности ШСМ за 2025-2026 учебный год. |
май |
Махмутова., заместитель директора по ВР |
|
5. |
Рассмотрение деятельности ШСМ на совете профилактике правонарушений |
1 раз в четверть |
Аметова А.Б.,социальный педагог |
|
6. |
Сбор заявок о случаях конфликтов для рассмотрения школьной Службы медиации. (Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам). Оформление документов (на основе типовых), регламентирующих работу Службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.) |
по мере поступления |
классные руководители КПП-11 классов, родительская общественность, члены администрации |
|
7. |
Психолого-педагогические рекомендации по внедрению восстановительных технологий по разрешению конфликтных ситуаций |
в течении года |
Махмутова М.В., заместитель директора по ВР, Аметова А.Б.,социальный педагог, Айтчанова Д.А., педагог-психолог |
|
8. |
Информирование участников образовательного процесса (учителей, родителей, обучающихся) о задачах и работе школьной Службы медиации. «Презентация деятельности ШСМ», в ходе классных часов, родительских собраний |
в течении года |
Махмутова М.В., заместитель директора по ВР, Аметова А.Б., социальный педагог, классные руководители 1-11 классов |
|
9. |
Работа Службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Разрешение конфликтных ситуаций с использованием восстановительного подхода. (Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга) |
в течение года |
Махмутова М.В., заместитель директора по ВР, Аметова А.Б., социальный педагог, классные руководители 1-11 классов. |
Қазақша
Русский 