A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Коммунальное государственное учреждение "Гимназия отдела образования Житикаринского района"
Управления образования акимата Костанайской области

ТИПОВОЕ Положение

О школьнОМ экологическОМ «ЗеленОМ клубЕ»

 

1. Общие сведения

 

Настоящее Типовое положение о школьном экологическом «Зеленом клубе» (далее – Положение) определяет цель, задачи, организационную структуру и порядок деятельности школьных экологических «Зеленых клубов» в организациях среднего образования Республики Казахстан и разработано в соответствии с Планом мероприятий по реализации цифровых инициатив 2024 года Министерства просвещения Республики Казахстан.

Школьный экологический «Зеленый клуб» (далее – «Зеленый клуб») – добровольное объединение обучающихся, интересующихся защитой окружающей среды, научными энерго - и ресурсосберегающими проектами, StartUP и бизнес проектами в сфере экологии.

 

2. цель, задачи школьных экологических

«Зеленых клубов»

 

1.        Цель: формирование у школьников ценностного отношения к природе, повышение уровня экологического образования, информированности детей по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

2.        Задачи:

-     формирование высокой экологической культуры и образования обучающихся;

-     повышение социальной активности обучающихся в решении проблем охраны окружающей среды;

-     формирование у школьников экологически ориентированного поведения и приобретение практических навыков в решениях проблем устойчивого развития;

-     внедрение в практику работы школ мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, мониторингу окружающей среды и атмосферного воздуха;

-     информирование педагогов, детей и их законных представителей по вопросам защиты окружающей среды;

-     интеграция региональных «Зеленых клубов» в республиканскую сеть «Зеленых клубов»;

-     развитие сотрудничества между «Зелеными клубами» и природоохранными организациями, экологическими НПО, представителями бизнеса, местными исполнительными органами и населением.

 

 

3. Организационная структура школьных экологических «Зеленых клубов»

 

         1. Положение о школьном экологическом «Зеленом клубе»  регламентирует деятельность «Зеленого клуба.

2. Деятельность «Зеленого клуба» направлена на формирование экологических, общекультурных, интеллектуальных, исследовательских, коммуникативных, граждановедческих навыков.

3. В своей деятельности «Зеленый клуб» руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» и другими законодательными и нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

4.Общее руководство и контроль за деятельностью «Зеленого клуба»  осуществляется ответственным лицом, определенным руководителем организации среднего образования.

5. Высшим органом «Зеленого клуба» является общее собрание. В компетенцию общего собрания входят утверждение плана мероприятий, избрание Президента «Зеленого клуба», принятие новых его членов.

6. Вступление в «Зеленый клуб» является добровольным для всех обучающихся  организаций среднего образования.

7. Членство в «Зеленом клубе» устанавливается путем написания обучающимся заявления о желании быть его членом.

8. Прекращение членства в «Зеленом клубе» возможно по собственному желанию путем подачи заявления.

9. Деятельность ««Зеленого клуба» осуществляется согласно плану работы, который принимается ежегодно на общем собрании клуба в сентябре и утверждается на год руководителем организации образования.

10. Деятельность ««Зеленого клуба» основывается на принципах гласности, открытости, учета мнения каждого члена, свободного обсуждения вопросов, коллективного принятия решений.

11. «Зеленый клуб» осуществляет взаимодействие с администрацией,  педагогами организации среднего образования.

12. Основной формой работы ««Зеленого клуба» является организация и проведение экологических мероприятий, акций, экскурсий, научных исследований, проектной деятельности.

13. «Зеленый клуб» осуществляет свою деятельность в течение всего учебного года, включая каникулы.

 

3. Направления деятельности школьных экологических «Зеленых клубов»

 

1. Экологическое образование и просвещение:

-  лекции и семинары: приглашение специалистов, ученых для ознакомления обучающихся с важными экологическими проблемами и решениями;

-  викторины и конкурсы: проведение познавательных мероприятий, посвященных охране природы;

-  информационные стенды и буклеты: создание материалов, распространяющих знания об экологически ответственном образе жизни;

-  экологические газеты и журналы: издание периодических изданий, посвященных экологическим темам;

-  экскурсиипосещение экологических центров, парков, заповедников для знакомства с природой.

2. Экологическая практика:

-     уборка территории: проведение акций по очистке школьного двора, парка или лесного массива от мусора;

-     посадка деревьев и кустарников: озеленение школьной территории и участие в акциях по восстановлению лесных площадей;

-     создание эко-огорода: выращивание овощей и зелени на школьном участке с использованием экологически чистых методов;

-     раздельный сбор отходов: организация системы раздельного сбора отходов в школе и пропаганда этого принципа;

-     компостированиесоздание компостных ящиков для переработки органических отходов и получения удобрений.

3. Экологическое волонтерство:

-     участие в экологических акциях: помощь в проведении мероприятий по охране природы в школе, в своем населенном пункте;

-     сотрудничество с экологическими организациями: взаимодействие с местными экологическими организациями для реализации совместных проектов;

-     уход за природными объектами: принятие участия в уходе за парками, лесами, водоемами в окрестностях школы;

-     пропаганда экологического образа жизни: распространение знаний об экологических проблемах и путях их решения среди учащихся, родителей и местного населения.

-     4. Создание экологических проектов:

-     разработка и реализация проектов: создание и реализация научных, социальных и коммерческих проектов, направленных на решение местных экологических проблем (например, создание эко-тропы, озеленение школьной территории, повышение энергоэффективности школы);

-     участие в конкурсах эко-проектов: представление школьных проектов на конкурсах и фестивалях.

5. Использование современных технологий:

-     Создание школьного веб-сайта или страницы в социальных сетях: распространение информации о деятельности клуба и о важных экологических проблемах;

-     использование онлайн-платформ для организации мероприятий: проведение онлайн-викторин, конкурсов, вебинаров по экологическим темам;

-     создание видеороликов и презентаций: визуализация экологических идей и проектов для более эффективного донесения информации.

 

 

3. права и обязанности участников школьных экологических «Зеленых клубов»

 

1. Каждый член «Зеленого клуба» имеет право:

-     принимать участие в общих собраниях;

-     посещать любые мероприятия «Зеленого клуба»;

-     по согласованию с руководителем организации образования представлять «Зеленый клуб» на различных экологических мероприятиях;

-     вносить предложения, касающиеся деятельности «Зеленого клуба», принимать участие в их обсуждении и реализации;

-     получать информацию о деятельности «Зеленого клуба»;

-     свободно выходить из числа членов «Зеленого клуба» по собственному желанию;

 

-     2. Каждый член «Зеленого клуба» обязан:

-     уважительно относиться к другим членам «Зеленого клуба»;

-     принимать активное участие в работе «Зеленого клуба», планировании и проведении мероприятий;

-     выполнять все решения общего собрания членов «Зеленого клуба»;

-     своевременно посещать собрания членов «Зеленого клуба»;

-     не совершать действий, нарушающих этику товарищеских взаимоотношений, а также действий, наносящих моральный или материальный ущерб ««Зеленому клубу».

 

 

Методические рекомендации по организации деятельности школьного экологического

«Зеленого клуба»

 

 

1. Введение

 

Методические рекомендации по организации деятельности школьных экологических «Зеленых клубов» (далее – методические рекомендации) разработаны в соответствии с Планом мероприятий по реализации цифровых инициатив 2024 года Министерства просвещения Республики Казахстан.

Методические рекомендации разработаны для педагогов организаций среднего образования, заинтересованных в открытии школьных экологических «Зеленых клубов».

Школьный экологический «Зеленый клуб» (далее – «Зеленый клуб») – добровольное объединение обучающихся, интересующихся защитой окружающей среды, научными энерго - и ресурсосберегающими проектами, StartUP и бизнес проектами в сфере экологии.

Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и обучения, актуальным направлением, которое строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права выбора учеником сфер экологической деятельности  образования. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности экологического образования и воспитания.

Цель: формирование у школьников ценностного отношения к природе, повышение уровня экологического образования, информированности детей по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Задачи:

-     формирование высокой экологической культуры и образования обучающихся;

-     повышение социальной активности обучающихся в решении проблем охраны окружающей среды;

-     формирование у школьников экологически ориентированного поведения и приобретение практических навыков в решениях проблем устойчивого развития;

-     внедрение в практику работы школ мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, мониторингу окружающей среды и атмосферного воздуха;

-     информирование педагогов, детей и их законных представителей по вопросам защиты окружающей среды;

-     интеграция региональных «Зеленых клубов» в республиканскую сеть «Зеленых клубов»;

-     развитие сотрудничества между «Зелеными клубами» и природоохранными организациями, экологическими НПО, представителями бизнеса, местными исполнительными органами и населением.

«Зеленые клубы» предлагают целостный и дальновидный подход к образованию и экологической устойчивости, интегрируя экологически чистый дизайн, науку, коммерциализацию, устойчивые практики, которые улучшают благополучие школьников, академическую успеваемость и экологическую осведомленность.

 

 

2. мировой опыт экологического воспитания

 

Экологизация школьного образования имеет мировую актуальность и отвечает множеству современных вызовов, связанных с экологической ситуацией, устойчивым развитием и образовательными потребностями. Инновации и тренды в науке, техники, общественном и культурном  развитии современных школ  направлены на привитие ученикам ценностей экологического сознания с раннего возраста. Они олицетворяют видение более устойчивого, здорового и просвещенного будущего, в котором образование и охрана окружающей среды идут рука об руку, вдохновляя новое поколение экологически сознательных людей.

Мировой опыт показывает успешность деятельности школьных экологических движений и зеленых школ. Исследования инициатив открытия «Зеленых школ»/ «Зеленых клубов» по всему миру демонстрируют успешные усилия школьников по продвижению устойчивости и экологической ответственности.

Яркий пример экологического школьного сообщества -  Буллит-центр  города Сиэтл США, который является самым зеленым зданием в мире,  а дети в рамках школьного движения занимаются  сбором дождевой воды, уходом за ботаническим садом, генерированием энергии из биоотходов. Школа из округа Колумбия США организовала экологический клуб школьников «Друзей Сидвелла»,  который занимается геотермальным отоплением и охлаждением здания школы, в котором есть собственный органический сад.

Экологический клуб «BedZED» в Великобритании знаменит внедрением технологий нейтрального уровня выбросов углерода, разработками энергоэффективного дизайна школы, которая имеет естественную вентиляцию, солнечные батареи и сбор дождевой воды.

«Зеленая школа» Бали в Индонезии спроектирована бамбуковыми конструкциями, а учебная программа школьников включает практическое изучение пермакультуры.

В Иордании школьники  Королевской академия Джордон используют энергосберегающее освещение и установки по рециркуляции воды. Эти исследования демонстрируют широкий спектр подходов, применяемых «Зелеными школами» во всем мире для содействия устойчивому развитию и предоставления учащимся экологически сознательного отношения к природе и вдохновляющими примерами «зеленых» инициатив в секторе образования.

В Казахстане популярность набирает Всеказахстанское экологическое движение креативной молодежи «Амбассадоры Земли», которое объединяет будущих дипломатов, ученых, инженеров, деятелей культуры в  сфере экологии. В системе экологического просвещения детей Казахстана особую роль играет дополнительное образование, которое представлено дворцами школьников, станциями экологов и натуралистов (охват детей эколого-биологического направления во внешкольных организациях и  школах составляет -  67 959 обучающихся, что составляет всего лишь (1,9 %)  из 3,6 млн. школьников, в связи с чем создание «Зеленых клубов» в школах Казахстана позволит выйти нашей стране на новый путь Устойчивого развития. 

«Зеленые клубы» предлагают целостный и дальновидный подход к образованию и экологической устойчивости, интегрируя экологически чистый дизайн, науку, коммерциализацию, устойчивые практики, которые улучшают благополучие школьников, академическую успеваемость и экологическую осведомленность.

 

 

3. Организационный этап создания «Зеленого клуба»

 

Для создания «Зеленого клуба» в организации образования путем анкетирования определяется группа инициативных учащихся и педагогов, заинтересованных в создании экологического клуба.  Изучив опыт работы существующих экологических клубов в других школах, внешкольных и природоохранных организациях, ознакомившись с доступными ресурсами, пособиями и методическими рекомендациями по экологии, проводится обсуждение цели и задач клуба, а также возможных направлений его деятельности. После выбора направления работы разрабатывается  комплекс мероприятий, включающий мастер-классы, акции, челленджи, экскурсии и другие проекты. Проводится презентация клуба для всех учащихся школы, ведется запись школьников в «Зеленый клуб».

 

 

4. Рекомендации для выбора форм, методов и средств организации «Зеленого клуба»

 

Использование разнообразных форм, методов и средств в работе «Зеленого клуба» обеспечит активное вовлечение участников, развитие их экологического сознания и практических навыков, что в конечном итоге ведет к более эффективному освоению знаний и активному участию в защите окружающей среды.

В работе «Зеленого клуба» рекомендуется использовать следующие формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования.

 

а) традиционные

б) активные, инновационные

Формы организации экологического воспитания

1.                 Интеграция экологических тем в школьные предметы (биология, география, химия).

 

2.                 Факультативные занятия по экологии.

 

3.                 Внеклассные мероприятия в форме экологических кружков, конкурсов,  викторин, выставок, тематических вечеров,  экскурсий, походов в природные заповедники и парки, разработки экологических проектов,

4.                 Участие в региональных, международных и национальных экологических акциях и программах, уборки территории, посадки деревьев, создание школьных садов и огородов, сортировка и переработка отходов. 

 

 

 

 

 

1.                 Научные экологические проекты по реализации Целей устойчивого развития (разработка и реализация проектов по озеленению территории, переработке отходов, энергосбережению и другим актуальным экологическим вопросам Целей устойчивого развития ООН).

2.                 Социальные проекты по траектории «Инклюзия и экологическая среда» (создание равных возможностей для всех детей, вовлечение детей с особыми образовательными потребностями к участию в экологических проектах, акциях и конкурсах).

3.                 Привлечение в социально значимые проекты детей НПО и местные органы.

4.                 Коммерциализация экологических идей школьников (развитие и создание возможности для реализации экологических идей на практике, стимулирование инновационных решений в сфере экологии)

Методы экологического воспитания

1.    Работа над исследовательскими проектами и заданиями.

2.    Полевые исследования и наблюдения.

3.    Эко-игры и ролевые игры на экологические темы.

4.    Экологические квесты и соревнования.

5.    Демонстрация природных объектов и явлений: обсуждение экологических проблем и поиск путей их решения.

6.    Использование наглядных пособий (плакаты, таблицы, видеофильмы).

1.                 Интерактивные презентации платформ Prezi, Nearpod и тд.

2.                 Применение компьютерных симуляций или физических моделей для демонстрации сложных процессов или явлений.

3.                 Визуальные карты ума (Mind Mapping.

4.                 Внедрение игровых элементов (геймификации) в обучение.

5.                 Использование инфографики для визуализации данных и упрощения понимания сложных тем.

6.                 Технологии AR и VR для создания погружающего опыта.

7.                 Лабораторные работы, эксперименты, опыты.

8.                 Полевые исследования и наблюдения.

Средства экологического воспитания

1.                 Печатные материалы: учебники и учебные пособия по экологии, экологические журналы, брошюры, листовки.

2.                 Аудиовизуальные средства: документальные фильмы и видеоролики, презентации, мультимедийные пособия.

3.                 Натуральные объекты: гербарии, коллекции минералов, образцы почвы, живые уголки в классах и на территории школы.

4.                 Информационно-коммуникационные технологии: образовательные сайты и порталы по экологии, виртуальные лаборатории и симуляции, экологические блоги и форумы.

1. Экологические квесты (организация квестов на природе, где участники должны выполнять задания, связанные с экосистемами, биоразнообразием и экологическими проблемами).

2. Образовательные экосистемы (создание модельных экосистем в классе или на площадках, где учащиеся могут наблюдать за развитием растений и животных, а также проводить опыты по изучению биоразнообразия).
3. Арт-проекты на экологическую тему (проекты, связывающие искусство и экологическое воспитание, такие, как создание скульптур из вторичного сырья, фотовыставки на тему природы или граффити, посвященные охране окружающей среды).

5. Книги и комиксы на экологическую тематику (создание и распространение книг и комиксов, рассказывающих о позитивных примерах охраны природы и важности сохранения экосистем, особенно для детей и молодежи).
6. Виртуальные реальности и дополненная реальность (использование VR и AR для создания immersive-опыта, позволяющего пользователям «погружаться» в экосистемы, как, например, коралловые рифы или тропические леса).
7. Экологический блоггинг (вовлечение популярных личностей, которые занимаются экологической тематикой, для создания контента, направленного на популяризацию устойчивого образа жизни).
8. Игры с реальными последствиями (применение настольных или видеоигр, которые моделируют проблемы экологии, где игроки сталкиваются с реальными последствиями своих решений (например, изменение климата влияет на мир вокруг).

9. Краткосрочные плодоовощные фермы (организация городских садов или краткосрочных экоферм, где люди учатся правильно возделывать растения, готовить из них экологически чистую еду и заботиться об окружающей среде).

10. Программы обмена (создание международных программ обмена, где школьники посещают другие страны и изучают методы охраны окружающей среды, а также делятся своими знаниями и опытом).

 

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов.

 

5. Рекомендации для организации работы «Зеленого клуба» с учетом возрастных и психологических характеристик

 

Реализация целей и задач экологического обучения и воспитания возможна при создании в организации образования целостной системы такого образования, включающего три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV) классы, основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Возрастные особенности экологического воспитания могут существенно различаться в зависимости от психологических, социальных и когнитивных аспектов развития детей и подростков. Вот основные возрастные характеристики для младшего, среднего и старшего звена.

 

Психология

Основные методы

Содержание

Цель

Младшее звено (3-7 лет):  

1

Дети в этом возрасте начинают осознавать окружающий мир, но их восприятие часто ограничено непосредственным опытом. Они сильно реагируют на визуальные образы и яркие цвета

Игровые методы, использование сказок и мультфильмов, интерактивные занятия с физическим взаимодействием (например, посадка семян), а также простые модели и макеты

Экологическое воспитание должно включать простые понятия, такие, как забота о растениях и животных, осознание чистоты окружающей среды, бережное обращение с природными ресурсами

Формирование базы для экологической ответственности через позитивные эмоции и игровые элементы, развитие интереса к природе и её защите

Среднее звено (7-12 лет):

2

У детей этого возраста развивается логическое мышление, они способны понимать причинно-следственные связи и могут делать выводы на основе запомненной информации.

Проектная работа, тематические кружки, обсуждение экосистем и примеры из реальной жизни, экскурсии и наблюдения за природой. Важно вовлечение в практическую деятельность.

На этом этапе можно познакомить детей с основными экосистемами, вредителями и ползущими животными, проблемами экологии на локальном уровне. Более глубокие темы, такие как утилизация отходов и энергия, также могут быть введены.

Развитие критического мышления и более осознанного отношения к экологии, а также понимание важности устойчивого развития.

Старшее звено (12-18 лет):

3

Подростки способны к абстрактному мышлению и формированию собственных ценностей и идеалов.

 

Дебаты, исследовательские проекты, групповые исследования, волонтерская деятельность, участие в экологических акциях и общественных движениях.

Обсуждение глобальных экологических проблем, таких, как изменение климата, загрязнение планеты, сохранение биоразнообразия и т. д. Углубленное изучение экологии, законов и принципов устойчивого развития.

Формирование активной позиции в отношении охраны окружающей среды, развитие навыков критического анализа и ответственности за свои действия в обществе.

Особенности экологического воспитания детей

с особыми образовательными потребностями (ООП)

 

Экологическое воспитание для детей с ООП требует гибкости, инклюзивности и креативности. Учитывая уникальные особенности и потребности этих детей, можно создать такие программы и практики, которые будут вдохновлять и развивать в них чувство ответственности за окружающую среду.

Для детей с ООП полезно использовать мультисенсорные методы. Тактильные, визуальные и аудиовизуальные материалы помогут лучше усвоить информацию (например, использование предметов из природы, опытные занятия).

Экологическое воспитание основано на зрительном и эмоциональном контакте с растениями и животными.

Формирование эмоциональной близости с окружающей средой.

 

6. Рекомендуемый Комплекс Мероприятий для создания «Зеленых клубов»

 

Для осуществления поставленных задач рекомендуется комплекс мероприятий, охватывающий все аспекты и направления работы «Зеленого клуба» в жизнедеятельности школы: научной-методический, учебно-воспитательный, творческий, спортивно-оздоровительный, досуговый.

 

Мероприятия

Ответственный

Возраст

Организационные мероприятия

1

Обустройство территории школы Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними

«Зеленый клуб», администрация школы, педагоги начальной школы, биологии

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

2

Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике, медиатеки по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки

«Зеленый клуб», администрация школы, библиотекарь

Среднее звено

Старшее звено

3

Контент школьного сайта

«Зеленый клуб», администрация школы, педагоги -предметники

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

4

Разработка образовательной программы летнего оздоровительного или профильного экологического лагеря

«Зеленый клуб», Администрация школы

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Непрерывное экологическое образование в 1-11 (12) классах (внедрение элементов экологического образования на всех предметных занятиях школьной программы)

«Зеленый клуб», педагоги-предметники, зам. директора по воспитательной работе

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

2

Участие в предметных олимпиадах по биологии, химии (на школьном, районном, областном, городском, республиканском, международном уровнях)

Зам. директора по учебной работе, педагоги-предметники 

Среднее звено

Старшее звено

 

3

Участие в дистанционных конкурсах «Жер келбеті», Бақшама қамқор», «О животных с любовью» и др.   на платформе https://www.ziyatker.org/

«Зеленый клуб», зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

4

Участие в экологических конференциях и форумах школьников «Табиғатты аяла», «Декорбонизация и Я», «Курултай амбассадоров Земли»

«Зеленый клуб», педагого-предметники, зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

5

Мастер-класс: «Правила поведения на природе»

«Зеленый клуб», зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

6

Защита экопроектов: «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье» и др.

«Зеленый клуб», по воспитательной работе, классные руководители

Младшее звено

Дети с ООП

 

7

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы)

«Зеленый клуб», Педагоги начальных  классов

Младшее звено

Дети с ООП

8

Сочинение «Природа родного края»

«Зеленый клуб», Педагоги начальных классов, литературы

Младшее звено

Дети с ООП

9

Экологические уроки:

-       «Я знаю родной край»

-       «Красная книга»

-       «Охрана животных»

-       «Человек и окружающая среда»

«Зеленый клуб», Педагоги начальных  классов

Младшее звено

Дети с ООП

Внеклассные мероприятия

1

В рамках направления поддержки целей устойчивого развития с участниками школьного «Зеленого клуба» рекомендуется проведение мероприятий, акций, челленджей и праздников экологического календаря Республики Казахстан.

 

Январь

11 января - Всемирный день заповедников

 

Февраль

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий;

19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих. День орнитолога

 

Март

1 марта - Всемирный день кошек

3 марта - Всемирный день дикой природы

14 марта - Международный день рек

20 марта - День Земли

21 марта - Международный день леса

22 марта - Всемирный день водных ресурсов

23 марта - Всемирный метеорологический день

 

Апрель

1 апреля - Международный день птиц

15 апреля - День экологических знаний

22 апреля - Всемирный день Земли

24 апреля - Всемирный день защиты лабораторных животных

28 апреля - День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности).

 

Май

3 мая - День Солнца

12 мая - День экологического образования

15 мая - Международный день климата

24 мая - День парков

 

Июнь

5 июня - День эколога; Всемирный день охраны окружающей среды

8 июня - Всемирный день океанов

15 июня - Всемирный день ветра

17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой

 

Июль

31 июля - Всемирный день натуралиста

 

Август

6 августа - Всемирный день запрета ядерного оружия

10 августа - Международный день биодизеля

 

Сентябрь

7 сентября - Международный день чистого воздуха для голубого неба

8 сентября - Всемирный день журавля

11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF).

15 сентября - День рождения Гринпис; День работников леса

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя

18 сентября - Всемирный день мониторинга воды

21 сентября - День нулевой эмиссии; Всемирный день чистоты

26 сентября - Всемирный день моря

 

Октябрь

Первые выходные октября — Международные дни наблюдения птиц.

1 октября - Всемирный день вегетарианства

4 октября - Всемирный день защиты животных

6 октября - Всемирный день охраны мест обитания

23 октября - Международный день снежного барса

 

Ноябрь

6 ноября - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

9 ноября - День антиядерных акций

11 ноября - Международный день энергосбережения

15 ноября - День вторичной переработки

30 ноября - Международный день домашних животных

 

Декабрь

3 декабря - Международный день борьбы с пестицидами

5 декабря - Международный день волонтеров; Всемирный день почв

10 декабря - Международный день акций за принятие Декларации прав животных.

11 декабря - Международный день гор

Администрация школы, «Зеленый клуб», зам.директора, педагоги, библиотекарь

 

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

 

НПО и местные исполнительнве органы села, района, области, города, Амбассадоры Земли

Научно-методическая работа

1

Организация научно-технического конкурса макетов: «Моя школа - ко-friendly» (создание макетов по энерго и ресурсосбережению школы, озеленение)

Администрация школы, «Зеленый клуб», зам.директора по воспитательной работе, педагоги начальной школы, биологии, библиотекарь

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

2

Организация научного конкурса проектов: «Мир под микроскопом» (проекты по микробиологии, вирусологии и ботанике)

Администрация школы, «Зеленый клуб», зам.директора по воспитательной работе, педагоги начальной школы, биологии, библиотекарь

Младшее звено

Среднее звено

Дети с ООП

3

Организация конкурса экологических StartUp проектов: «Мой StartUp во благо школы» 

Администрация школы, «Зеленый клуб», зам.директора по воспитательной работе, педагоги начальной школы, биологии, библиотекарь

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

4

Организация семинара «Зеленые технологии и искусственный интеллект»

Администрация школы, «Зеленый клуб», зам.директора по воспитательной работе, педагоги начальной школы, биологии, библиотекарь

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

Работа с родителями

1

Родительские собрания на тему:  

«Как сохранить здоровье ребенка»,

«Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».

Зам.директора по воспитательной работе, педагоги начальной школы, биологии, классные руководители

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

2

Экологический тренинг:

- «Как воспитать любовь к природе»

 

Зам.директора по воспитательной работе, педагоги начальной школы, биологии, классные руководители

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

3

Экологические мастер класс:  «Наш экодом», «Мы эко-семья»,

 

Зам.директора по воспитательной работе, педагоги начальной школы, биологии, классные руководители

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Дети с ООП

 

7. Ожидаемые результаты открытия школьных «зеленых клубов

 

Открытие школьного «Зеленого клуба» приведет к множеству положительных результатов как на уровне индивидуального развития учащихся, так и на уровне сообщества школ. Вот некоторые из ожидаемых результатов:

1.                  увеличение экологической осведомленности: учащиеся получат знания о различных экосистемах, их значении и о проблемах, с которыми они сталкиваются;

2.                  повышение осведомленности о таких вопросах, как изменение климата, загрязнение, сокращение биологического разнообразия и устойчивое потребление;

3.                  развитие практических навыков: учащиеся научатся наблюдать за природой, собирать данные и проводить экологические исследования;

4.                  участие в «Зеленом клубе» способствует формированию навыков командной работы и сотрудничества при реализации экологических проектов;

5.                  формирование положительного отношения к природе: повышение чувства ответственности и заботы о природе, а также желание защищать окружающую среду;

6.                  учащиеся станут более активными участниками своих сообществ, инициатив по охране окружающей среды и устойчивому развитию;

7.                  улучшение здоровья и благополучия: участие в мероприятиях, таких, как посадка деревьев или уборка, способствует физической активности и повышению общего здоровья учащихся;

8.                  проведение времени на природе положительно скажется на психоэмоциональном состоянии детей, снижая уровень стресса и повышая общее счастье;

9.                  практическое применение знаний: учащиеся будут применять свои знания в реальных условиях, участвуя в проектах по утилизации отходов, компостированию или созданию садов;

10.             создание положительного социального пространства: «Зеленый клуб» сплотит учащихся, родителей и педагогов вокруг общей цели — заботы об окружающей среде, создавая чувствительность к экологическим вопросам на уровне школы и местного сообщества;

11.             участие «Зеленого клуба» в местных экопрограммах укрепит связи с экологическими учреждениями и организациями, содействуя обмену знаниями и ресурсами;

12.             вовлечение родителей и сообщества: привлечение родителей в клубные активности поможет создать единое экологическое пространство и повысить осведомленность среди взрослых;

13.             расширение инициативы: «Зеленый клуб»  инициирует экопрограммы и акции в сообществе;

14.             повышение академических успехов: знания, полученные в рамках «Зеленого клуба», будут интегрированы в другие предметы, такие, как биология, география и др., что способствует более глубокому пониманию предметов;

 

8. Заключение

 

Внедрение школьных «Зеленых клубов» окажет значительное влияние на учащихся, их окружение и сообщество в целом, создавая более устойчивое и экосознательное общество. Эти клубы станут платформой для образовательных инициатив, активного участия и развития лидерских качеств, что в конечном итоге сформирует экологически ориентированное поколение Казахстана.

 

9. Рекомендуемая литература

 

1. «Eco-Schools: A Guide for Schools» (Eco-Schools: A Guide for Schools) – International Environmental Education Programme. - Рекомендуемое руководство по созданию и управлению экопроектами в школах;

2. «Greening Schools: A Guide to Planning and Implementing Sustainability Initiatives» – Holzman, M.  - Практическое руководство по внедрению устойчивых практик в школьную жизнь;

3. «Learning for a Sustainable Environment: A Handbook for Teachers» – Hill, T., & Sweeney, L.  - Это издание предлагает методы предприятий по внедрению устойчивого образования в школе;

4. «The Green School: Criteria and Educational Indicators» – Barbara & Steinberg.

   - Книга освещает основные принципы и критерии эколого-устойчивого образования;

5. «Community and the Environment: Education for a Sustainable Future» – A. Pace.   - Сосредоточена на вовлечении школьников и местных сообществ в проекты устойчивого развития;

Статьи и исследования

6. «The Role of Student Eco-Clubs in Promoting Environmental Awareness: A Case Study»    - Исследование, посвященное влиянию школьных клубов на экологическую осведомленность учеников;

7. «School Gardens: A Catalytic Experience for Environmental Education» – S. E. McAleese.    - Статья об опыте внедрения садов в образовательный процесс как способа повышения экологической грамотности;

8. «The Impact of Green School Initiatives on Student Learning: An Overview» – J. S. Altamirano & C. T. Hargreaves.    - Обзор успешных практик внедрения зеленых инициатив в образовательные процессы и их влияние на учащихся.

Онлайн ресурсы

9. «Global Eco-Schools Programme» – [Eco-Schools](https://www.eco-schools.org/) - Международная программа, предоставляющая ресурсы, методологии и примеры успешных практик по созданию зеленых школ;

10. «UNESCO: Education for Sustainable Development» – [UNESCO ESD] (https://en.unesco.org/themes/education-sustainable-development) - Ресурсы и материалы, связанные с устойчивым развитием в образовании.

 

 

План мероприятий «Зеленого клуба» и «Амбассадоров Земли»

КГУ «Гимназия отдела образования Житикаринского района»

Управления образования акимата Костанайской области

2025-2026 учебный год

 

Мероприятие

Охват

Сроки

проведения

Ответственные

1

Составление и согласование плана работы «Зеленого клуба» и «Амбассадоров Земли» на 2025-2026 учебный год

члены

 «Зеленого клуба»

август- сентябрь

Махмутова М.В., заместитель директора по воспитательной работе,

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба»

2

Формирование базы данных членов «Зеленого клуба»,  «Амбассадоров Земли»

члены

 «Зеленого клуба»,

 5-11 классы

сентябрь

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба»

3

Выборы куратора «Зеленого клуба», «Амбассадора Земли»

члены

 «Зеленого клуба»,

 5-11 классы

сентябрь

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба»

4

Эко– челлендж «Сэлфи с семьей», посвященный дню семьи

 

1-11 классы

 

сентябрь

 

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», и «Амбассадоры Земли»,

старшая вожатая

5

Конкурс рисунков «Экология глазами детей

 

4-7 классы

октябрь

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», «Амбассадоры Земли»,

старшая вожатая

6

Конкурс подделок из бросового материала «АРТхлам»

 

1-4 классы

ноябрь

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба»,

старшая вожатая

7

Эко-час «Формирование эко-культуры по раздельному сбору отходов»

1-11 классы

декабрь

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», «Амбассадоры Земли»,

 классные руководители

 

8

Международная акция «Час Земли»

1-11 классы

март

Махмутова М.В., заместитель директора по воспитательной работе, «Амбассадоры Земли»,

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба»

9

Акция «Международный день Птиц»

1-11 классы

апрель

 

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», «Амбассадоры Земли»,

старшая вожатая

10

Экологическая акция «Сохраним природу вмесете» в рамках республиканской акции «Таза қазақстан»

 

8-11 классы

апрель

 

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», «Амбассадоры Земли»

11

Акция по посадке деревьев со школьниками «Вместе сажаем будущее»

 

члены

 «Зеленого клуба»

апрель-май

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», «Амбассадоры Земли»

12

Экологическая акция «Чистый дом-чистый двор – чистая планета»  по обустройству территории школы

        

5-10 классы

апрель

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», «Амбассадоры Земли»

13

Экологический час общения «Экоклуб – к зеленой планете»

1-11 классы

май

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», «Амбассадоры Земли»,

класные руководители

14

Акция по посадке деревьев саженцев «Аллея выпускников»

10-11 классы

май - июнь

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба»

 

15

Экологическая акция «Чистый дом-чистый двор – чистая планета» по обустройству территории школы

 

7-10 классы

май-июнь

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», старшая вожатая

16

Круглый стол «Экологические факты в реальном времени»

 

члены

 «Зеленого клуба»,

8-9 классы

 

июнь

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», «Амбассадоры Земли»

17

Библиотечная выставка литературы по экологической тематике, медиатеки по экологическому образованию и воспитанию

1-11 классы

на постоянной основе

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба»,

 Мухамбетова Р.Г., библиотекарь

18

Экологический челлендж «Зеленая неделя»

1-11 классы

в течение года

Зайнуллова А.К., руководитель «Зеленого клуба», «Амбассадоры Земли»

 

Список членов школьного экологического

 «Зеленого клуба», «Амбассадоров Земли»

КГУ «Гимназия отдела образования Житикаринского района»

Управления образования акимата Костанайской области

2025-2026 учебный год

 

Ф. И  учащегося

Класс

Должность в клубе

1

Шуляк Анна

11

Председатель клуба

2

Шуакпаева Арина

11

Заместитель председателя

3

Лифанова Екатерина

10

«Амбассадоро Земли»

4

Кнауб Инга

10

Член клуба

5

Базарбаева Айлин

10

Член клуба

6

Жанпиисова Дамиля

9

Член клуба

7

Маркелов Илья

9

Член клуба

8

Мутлапова Шолпан

9

Член клуба

9

Бейсенова Камила

9

Член клуба

10

Кузнецова Валерия

8

Член клуба

11

Кстауов Амир

8

Член клуба

12

Бурдадин Илья

7

Член клуба

13

Гатауллина Александра

7

Член клуба

14

Грушевая Анастасия

6

Член клуба

15

Аймухамедова Ясмин

6

Член клуба

16

Айтчанова Сабина

5

Член клуба

17

Божинская Валерия

5

Член клуба

 

Зайнуллова А.К. – руководитель школьного экологического «Зеленого клуба».