|
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Жітіқара ауданы білім бөлімінің гимназиясы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі |
Коммунальное государственное учреждение «Гимназия отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской области |
|
БҰЙРЫҚ |
ПРИКАЗ |
|
02 сентября 2025 год Жітіқара қаласы |
№ 227 город Житикара |
О создании службы
На основании приказа государственного учреждения «Отдел образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской области от 2 сентября 2025 года № 195 «О создании деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в организациях образования Житикаринского района», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Правила деятельности службы психолого-педагогического сопровождения КГУ «Гимназия отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской области (приложение).
2. Создать службу психолого-педагогического сопровождения в составе:
Алиферец Анатолий Александрович, директор - председатель;
Рахметова Роза Шакирзяновна, заместитель директора по учебной работе – куратор;
Махмутова Марина Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе – куратор;
Айтчанова Динара Амангильдиновна, педагог-психолог;
Аметова Альбина Барлыкбаевна, социальный педагог;
Медицинский работник (по согласованию);
Классные руководители 1-11 классов;
Воспитатель класса предшкольной подготовки.
3. Махмутовой М.В., заместителю директора по воспитательной работе, Айтчановой Д.А., педагогу-психологу, Аметовой А.Б., социальному педагогу, разработать план мероприятий службы психолого-педагогического сопровождения и обеспечить его реализацию в практической деятельности.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор А. Алиферец
С приказом ознакомлены: Айтчанова Д.А.
Алиферец Г.Л.
Аметова А.Б.
Афанасьева И.В.
БожинскаяО.В.
Гималетдинова У.А.
Гораева С.В.
Горбунов Д.С.
Дуйсембаева Т.М.
Евдокимова Н.В.
Жакупова С.И.
Иманалинова А.К.
Исмагулова А.М.
Малий Е.А.
Махмутова М.В.
Меньк Е.А.
Нурушева Г.Р.
Раимова А.А.
Рахметова Р.Ш.
Романович Ю.И.
Серикова С.А.
Тинтер А.А.
Тукманов Ж.Т.
Чернева И.В.
Шаденова Г.С.
Шукашева С.М.
Шуляк Н.В.
Приложение
к приказу № 227
от 02 сентября 2025 года
Правила деятельности службы
КГУ «Гимназия отдела образования житикаринского района»
Управления образования акимата Костанайской области
1.Настоящие Правила деятельности службы психолого-педагогического сопровождения (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 36) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" (далее – Закон) и определяют порядок деятельности службы психолого-педагогического сопровождения (далее – СППС).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) специальные условия для получения образования – условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями;
2) лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования;
3) оценка особых образовательных потребностей – определение необходимых специальных условий для получения образования;
4) психолого-педагогическое сопровождение – системно-организованная деятельность, реализуемая в организациях образования, в процессе которой создаются социальные и психолого-педагогические условия для успешного обучения и развития обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, на основе оценки особых образовательных потребностей.
3. Деятельность СППС организуется:
1) на уровне начального образования – поддержка обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями в развитии и укреплении познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и саморегуляции при адаптации к учебной деятельности, социализации и формировании творческих способностей каждого обучающегося;
2) на уровне основного среднего образования - адаптация к новым условиям обучения, развитие активной познавательной и учебной деятельности обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового саморазвития, самосознания и самоопределения, формирование устойчивости к познавательным процессам и социализации;
3) на уровне общего среднего образования – оказание помощи обучающимся, в том числе лицам (детям) с особыми образовательными потребностями в личностной идентичности, профессиональном самоопределении, содействие развитию способности целеполагания и принятия самостоятельных решений, формированию устойчивого мировоззрения и социализации;
4) на уровне технического и профессионального образования, послесреднего образования – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями в процессе обучения, получения профессии и социализации.
4. СППС является коллегиальным органом, ответственным за обеспечение психологического благополучия обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, формирование их учебной мотивации, успеваемости, творческой самореализации, профессиональную ориентацию, оказание психолого-педагогического сопровождения участникам образовательного процесса.
Специалисты СППС, а также учителя всех специальностей участвуют в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с должностными обязанностями, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5750).
5. Деятельность СППС осуществляется с учетом:
1)соблюдения профессиональной этики;
2)эмпатии и уважения к личности обучающихся;
3)индивидуальных, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся;
4)интеграции психологических и педагогических знаний, применения основ педагогической психологии;
5) конфиденциальности информации с соблюдением прав и интересов обучающихся;
6)исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся;
7)научности, комплексности, последовательности, поэтапности и непрерывности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе.
Глава 2. Порядок деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения гимназии
1.Деятельность специалистов СППС включает диагностическое, консультативное, развивающее (коррекционное), психолого-педагогическое просвещение и организационно-методическое направления:
1)диагностическое направление предусматривает индивидуальную и групповую деятельность, психолого-педагогическое изучение обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями на протяжении всего периода обучения, определение их индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социализации;
2)консультативное направление предусматривает индивидуальную и групповую деятельность, в форме оказания помощи участникам образовательного процесса: в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии; помощь родителям или иным законным представителям в вопросах воспитания и развития обучающихся, в том числе лицам (детям) с особыми образовательными потребностями;
3)развивающее (коррекционное) направление предусматривает индивидуальную, подгрупповую, групповую работу с обучающимися, в том числе лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями по формированию образовательного пространства, мотивации к обучению, а также развитию знаний, умений и навыков, возможностей и способов их приобретения и проявления в воспитательно-образовательной, учебной и познавательной деятельности. Включает организацию работы педагогов по выявлению и преодолению трудностей в воспитании, обучении и поведении обучающихся, выявляемых в ходе оценки особых образовательных потребностей на основе комплексного взаимодействия специалистов СППС;
4)психолого-педагогическое просвещение предусматривает содействие личностному профессиональному росту, самоопределению обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, педагогов; содействие формированию потребности у педагогов, родителей или иных законных представителей в психолого-педагогических знаниях и желании использовать их для исключения затруднений в обучении, воспитании и развитии обучающихся (классные часы, семинары, родительские собрания, педагогические советы, интерактивные методы и лектории для педагогов и родителей или иных законных представителей);
5)организационно-методическое направление предусматривает проведение организационно-методической и научно-методической работы: мониторинг условий образовательной и развивающей среды, анализ результатов социального, психолого-педагогического сопровождения и разработка рекомендаций по его сопровождению, выработка междисциплинарного подхода в сопровождении обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями; изучение передовых инновационных технологий психолого-педагогического, социального сопровождения в организациях образования, организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению технологиями психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
7. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:
1)выявление трудностей в обучении, воспитании и развитии и оценку особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;
2)консультативно-методическую помощь педагогам и семьям обучающихся, в том числе лицам (детям) с особыми образовательными потребностями;
3)создание социальных и психолого-педагогических условий для успешного обучения, развития и социализации обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
8. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, в том числе лицам (детям) с особыми образовательными потребностями:
1)с поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами;
2) с барьерами социально-психологического, экономического, языкового и культурного характера;
3) с ограниченными возможностями.
9. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основе правил и программ оценки особых образовательных потребностей, разработанных в соответствии с подпунктом 72 статьи 5 Закона:
1) на уровне класса педагогами в отношении обучающихся с применением индивидуального и дифференцированного подходов в обучении;
2) на уровне специалистов СППС гимназии с применением индивидуально-развивающих и коррекционно-развивающих программ;
3) на уровне гимназии с привлечением узких специалистов (сурдопедагог, тифлопедагог), а также во взаимодействии с заинтересованными органами и организациями.
10. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется:
1) для обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 8 настоящих Правил, в процессе занятий/уроков, факультативов, предметных кружков и дополнительных занятий по предметам педагогами, а также педагогами-психологами, социальными педагогами на основе оценки особых образовательных потребностей;
2) для детей с ограниченными возможностями в процессе занятий/уроков, факультативов, предметных кружков и дополнительных занятий по предметам педагогами, а также психологами, социальными педагогами, на основе оценки особых образовательных потребностей и рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций (далее – ПМПК).
11. Содержание психолого-педагогического сопровождения для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 8 настоящих Правил, включает комплекс мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных факторов, улучшение учебных достижений, развитие личностных и социальных навыков, а также содействие социализации:
1) реализация индивидуального подхода в воспитании и обучении без изменения учебного плана и учебных программ;
2) индивидуальная работа с педагогом-психологом, социальным педагогом;
4) оказание социальной помощи;
5) организация досуговой деятельности;
6) работа с родителями или иными законными представителями.
12. Содержание психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями включает следующие социальные и психолого-педагогические условия:
1)адаптацию общеобразовательных учебных программ, составление индивидуальных программ развития, индивидуальных учебных планов и программ;
2) изменения способов оценивания результатов воспитания и обучения (достижений обучающегося). При изменении способов оценивания подбираются контрольные задания и критерии оценивания с учетом индивидуальных возможностей обучающегося и с учетом содержания реализуемой учебной программы;
3) использование вариативных, специальных и альтернативных методов воспитания и обучения. Форма или способ применения методов воспитания и обучения адаптируются под индивидуальные особенности обучающегося (уменьшение объема и количества заданий, сокращение или увеличение времени на выполнение заданий, упрощение учебных заданий, использование коротких и поэтапных инструкций, проговаривание заданий вслух, предоставление образцов выполнения заданий, таблицы, справочные материалы). Альтернативные методы и технологии воспитания и обучения применяются педагогом-психологом в индивидуально-развивающей работе с обучающимися со специфическими трудностями обучения, обусловленными нарушениями отдельных психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышление);
4) подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов. Специальные учебники, рабочие тетради и учебные материалы предназначенные для детей с нарушениями зрения (книги с укрупненным шрифтом, учебные пособия для незрячих, напечатанные шрифтом Брайля; рельефные рисунки, схемы, специальные муляжи), опорно-двигательного аппарата (прописи с крупным шрифтом), слуха (учебные пособия с использованием символов (жестовой речи), видеоматериалы с титрами, учебные компьютерные программы), нарушениями интеллекта (учебники и учебно-методические комплексы, изданные для специальных школ соответствующего вида);
5) создание безбарьерной среды и адаптация места обучения для обеспечения физического доступа в гимназию для детей с ограниченными возможностями: с ограниченной мобильностью (подвоз к школе, пандусы, перила, подъемники, лифт, специально оборудованное учебное место (стол, стул), места общего пользования (туалет, столовая), с нарушением зрения (незрячих, слабовидящих) (тактильные дорожки, тактильные указатели, перила), с нарушением слуха (визуальные таблицы, звукоусиливающая аппаратура). Адаптация учебного места предполагает приспособление среды обучения под индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями (физические особенности (слух, зрение), поведенческие особенности);
6) использование оборудования и мебели в соответствии с Нормами оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 70 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13272) (далее – Приказ № 70).
7) оказание специальной психолого-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями на основе заключений и рекомендаций ПМПК.
13. Психолого-педагогическое сопровождение в организациях образования состоит из двух этапов:
Директор гимназии издает приказ о создании СППС и утверждает его состав.
Заместители директора гимназии организуют процесс оценки образовательных потребностей обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, регулируют взаимодействие педагогов, специалистов и родителей или иных законных представителей на этапе проведения оценки образовательных потребностей и в процессе психолого-педагогического сопровождения, контролируют сбор и формирование документации специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение.
Классные руководители организуют взаимодействие педагогов и родителей или иных законных представителей, изучают социальную ситуацию развития ребенка совместно с социальным педагогом, создают условия для благоприятного эмоционально-психологического климата в урочное и внеурочное время.
Педагоги изучают индивидуальные способности, интересы, склонности и потребности обучающихся, в том числе лиц(детей) с особыми образовательными потребностями, проводят мониторинг учебных достижений с целью установления трудностей в освоении учебных программ, консультируют родителей или иных законных представителей, соблюдают профессиональную этику и конфиденциальность в отношении индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, при необходимости обращаются за консультацией к психологам, социальным педагогам.
Педагог-психолог участвует в оценке особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями и разрабатывает индивидуально-развивающие программы, оказывают психолого-педагогическое сопровождение в форме консультаций, индивидуальных, подгрупповых и групповых развивающих занятий, оказывают консультативную помощь и психологическую поддержку обучающимся, педагогам, родителям или иным законным представителям в решении психологических проблем, связанных с трудностями в образовательной деятельности.
Социальный педагог выявляет интерес и потребности обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем ребенка, принимают меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав и свобод личности обучающихся, осуществляют комплекс мер по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся в гимназии и по месту жительства, обеспечивающих адаптацию личности к жизни в обществе.
На основе оценки особых образовательных потребностей или рекомендации ПМПК директор утверждает индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения лица (детей) с особыми образовательными потребностями, включающую индивидуальные учебные планы и программы для детей с нарушением интеллекта, индивидуально-развивающие и коррекционно-развивающие программы для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, список лиц (детей) с особыми образовательными потребностями для психолого-педагогического сопровождения.
Заместители директора организуют и контролируют процесс психолого-педагогического сопровождения, участвуют в составлении индивидуальных учебных планов и программ, индивидуально-развивающих и коррекционно-развивающих программ, обсуждении результатов сопровождения, учебных достижений обучающегося, включают детей с ограниченными возможностями во внеклассные и досуговые мероприятия.
Педагоги выполняют адаптацию учебных программ, индивидуализируют процесс обучения и оценки достижений лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, восполняя пробелы в знаниях, умениях, навыках, подбирают учебники, учебные материалы, организуют учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей развития лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях/уроках и во внеклассной деятельности с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
Педагог-психолог и социальный педагог осуществляют оценку особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, разрабатывают и реализуют коррекционно-развивающие программы и проводят индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия с детьми с ограниченными возможностями, консультируют педагогов, родителей или иных законных представителей по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями.
14.По решению СППС администрация гимназии направляет обучающихся, в том числе лиц(детей) с особыми образовательными потребностями, а также их родителей или иных законных представителей в Центры психологической поддержки при местных исполнительных органах в области образования для углубленного психолого-педагогического сопровождения.
15. Для проведения подгрупповых (2-4 ребенка), групповых (6-8 детей) занятий педагог-психолог объединяет детей с ограниченными возможностями по принципу идентичности нарушений в развитии. Количество индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий в неделю для детей с ограниченными возможностями устанавливается с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
16.Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия для детей с ограниченными возможностями проводятся в соответствии с коррекционно-развивающими программами в рамках коррекционного компонента в соответствии с приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия для обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 8 настоящих Правил проводятся в соответствии с индивидуально-развивающими программами, разработанными специалистами СППС.
Продолжительность подгруппового и группового занятия для детей дошкольного возраста составляет от 35 до 45 минут, школьного возраста – 45 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для детей дошкольного возраста составляет 20 минут, школьного возраста - 30 минут.
17. Для проведения специалистами СППС индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий с лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями в организациях образования предусматриваются кабинеты, оснащенные оборудованием и мебелью в соответствии с Приказом № 70.
18. Содержание и объем психолого-педагогического сопровождения определяется на основе оценки особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
19. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями на основе оценки особых образовательных потребностей осуществляется в течение учебного года.
20. На 1 (одного) педагога в ходе психолого-педагогического сопровождения в организации образования количество детей с ограниченными возможностями составляет не более 12-14 детей.
21.Специальные организации образования оказывают педагогам общеобразовательных организаций образования консультативную и методическую помощь по вопросам воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями.
22. Перечень документов, обязательных для ведения специалистами СППС, определен приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 "Об утверждении перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20317).
КГУ «Гимназия отдела образования Житикаринского района»
Управления образования акимата Костанайской области
Согласие родителя или иного законного представителя на проведение
психолого-педагогического сопровождения
Я ____________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) родителя или иного законного представителя
Согласен(-на) на психолого-педагогическое сопровождение моего ребенка
_____________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ребенка, класс
"____" _______________ 20__ года Подпись ___________
ПЛАН РАБОТЫ
СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель:
Сохранение психологического, социального, физического здоровья и обеспечение полноценного развития учащихся, содействие становлению и развитию их индивидуальности, создание комфортной обучающей среды, осуществление социально-психологического взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
6) охрана психического здоровья обучающихся;
7) оказание консультативной помощи родителям (или лицам, их заменяющих) и педагогам в решении психолого-педагогических проблем в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
8) выявление и предупреждение трудностей в развитии, обучении и воспитании обучающихся, психологических наклонностей к суицидам, а также асоциальных наклонностей (склонность к правонарушениям, употреблению спиртных напитков, наркотических средств, совершению правонарушений) у несовершеннолетних путем систематического проведения тестирования не реже 1 раза в учебную четверть;
9) оказание психологической помощи несовершеннолетним, имеющим суицидальные наклонности, а также их родителям (или лицам, их заменяющих) в целях предупреждения совершения суицидов и их попыток.
Қазақша
Русский 